программа для создания сайтов   / регистрация домена / заказать сайт / помощь / партнерство

Создание сайта

 

 

48332  сайта
работают на SiteEdit
23641 шаблон сайтов для SiteEdit

PageRank: начала анализа

PageRank: начала анализа

Автор - Евгений Трофименко
16.09.2003 @ 16:45
searchengines.ru

Введение в PageRank

Как известно, количество информации в сети Интернет растет очень быстро, чего нельзя сказать о ее качестве. Пользователь в поисках нужной информации может провести всю жизнь, если только случайно не наткнется на искомый материал; единственный выход для него - воспользоваться поисковиками, которые хранят информацию об адресах и содержимом веб-страниц. Поисковые машины, которые помогают пользователю, пытаются решить проблему - как среди сотен однотипных документов выбрать лучший?

В настоящее время используются текстовые и ссылочные критерии ранжирования страниц при поиске. Первые определяют уместность ("релевантность") документа исходя из наличия слов запроса в тексте и заголовках страницы. Однако, наличие большого количества документов может обесценить изощренные механизмы расчета релевантности, основанные только на содержимом страницы. Это и произошло, когда люди поняли, какую выгоду они получают от целевых посетителей, которых бесплатно предоставляют поисковики. Качество поиска испортилось, количество документов возросло - "релевантный" документ стало очень легко создать.

В целях улучшения качества поиска часть работы по определению "хороших", "важных" документов косвенно возложили на вебмастеров сети. Размещая ссылку на внешний сайт, создатель как бы рекомендует его посетителям своего сайта - именно эту особенность интернета решили использовать для улучшения качества поиска. Повышенная значимость документа определяется, таким образом, с учетом ссылок извне на сайт, содержащий этот документ.

Ссылочные критерии ранжирования помогли несколько исправить положение. Такой критерий достаточно трудно подделать - на это требуется добрая воля других вебмастеров, которые заботятся о качестве своих ресурсов и не будут "продвигать" недостойные сайты. Таким образом, ставка была сделана на саморегуляцию интернета, но новичков такой порядок не устраивал - их просто так никто не пускал в "клуб известных сайтов". И когда новые правила игры были осознаны, поисковики постепенно начали проигрывать.

Однако, как учесть цитируемость ресурса? Ссылки ведь тоже бывают разные. Количество внешних ссылок на сайт не годится для представления цитируемости - с появлением бесплатных хостингов количество ссылок очень легко увеличить. Но важность таких ссылок ничтожна по сравнению со ссылками с известных ресурсов. PageRank и есть такой параметр важности, он выражает цитируемость страницы.

Что такое PageRank и зачем он нужен?

Слово PageRank буквально можно перевести как "ранг страницы". Само название определяет алгоритм расчета цитируемости, разработанный и используемый by Sergey Brin & Larry Page, разработчиками поисковой системы Google. Русские аналоги - Взвешенный Индекс Цитирования (ВИЦ у Яндекса), есть аналог и у Апорта, Рамблер планирует ввести учет цитируемости осенью 2002 года. В дальнейшем будем употреблять обозначения цитируемость и PR наравне с PageRank.

Цитируемость -это число, которое рассчитывается для каждой веб-страницы отдельно, и определяется цитируемостью ссылающихся на нее страниц. Своего рода замкнутый круг.

В чем основная идея? Нужно найти жизненный критерий, выражающий важность страницы. В качестве такого критерия была выбрана теоретическая посещаемость страницы. Была построена модель путешествия пользователя по сети путем перехода по ссылкам. При этом есть вероятность того, что посетителю сайт надоест и он закроет броузер и начнет со случайной страницы (допустим, вероятность этого равна 0.15 на каждом шаге). Соответственно, с вероятностью 0.85 он продолжит путешествие, кликнув на одну из доступных на странице ссылок (все ссылки при этом равноправны). Продолжая путешествие до бесконечности, он побывает на цитируемых страницах много раз, а на нецитируемых - меньше.

Таким образом, PageRank веб-страницы был определен как вероятность нахождения пользователя на этой веб-странице; при этом, конечно, сумма вероятностей по всем веб-страницам сети равна единице - где-то он должен обязательно быть!

Из модели следуют три вывода. Во-первых, PageRank нормируется по всем документам сети. Правда, сами величины, в общем-то, относительны, поэтому при расчетах часто нормируют не на единицу по сумме всех страниц, а на единичный усредненный PR (т.е. суммарный по N страницам PageRank равен N, а в среднем - единица). Пугаться этого не следует, просто PR выражен уже не в единицах вероятности, а в относительных единицах.

Во-вторых, PR передается не полностью, есть "затухание". Поэтому длинные цепочки ссылок на сайте малополезны. С человеческой точки зрения то же самое выражает известное правило "трех кликов".

В-третьих, каждая страница изначально имеет ненулевой PR, но очень маленький.

Относитесь с осторожностью к расчетам PageRank, если-

  • PR рассчитывается для совокупности страниц без учета "внешнего" PR. PageRank - величина, которая не имеет физического смысла в отрыве от Глобальной сети. Точнее, такой PR - это совсем новый PR.
  • Выявляются закономерности о "сохранении среднего PR" или проводятся нормировки по ограниченному набору страниц. PageRank определен и действует в глобальном масштабе.
  • Аналогия

    Представьте себе озеро (сайт), в которое впадают ручьи и речки (потоки посетителей, пусть "теоретических"). Количество потоков может быть любым, но река приносит много воды, а ручей мало. Поэтому в свое озеро нужно направлять мощные потоки. Какая-то часть воды "уходит в песок", остальное вытекает из вашего озера и впадает в другие озёра. Часть воды испаряется.

    В этом смысле рассмотрение распределения PageRank по страницам сайта в отрыве от внешних источников PageRank аналогично переливанию из пустого в порожнее. По внешнему виду сухого русла сложно представить силу потока в реке. Дождь дает очень мало воды - это и есть PageRank сайта, на который никто не ссылается.

    Замечания

    PageRank - не единственный ссылочный критерий ранжирования. Он учитывает только наличие ссылки, но не учитывает текст в ссылке, и текст ссылающегося документа.

    Алгоритм "выдавливает" наверх в поиске те документы, которые и без поисковика наиболее популярны. Однако введение такого алгоритма при поиске существенно ужесточает конкуренцию, если это поисковик масштаба Google.

    Далее...

    Заказать звонок

    +7 (495) 229-4550

    Все контакты




     
       
         
    Регистрация Закрыть [x]  
         
       
    Запомнить / Напомнить