Рунет за неделю: почасовая динамика посещаемости
Spylog
Зависимость посещаемости от дня недели и времени суток являются одними из наиболее очевидных и устойчивых закономерностей в Интернет-статистике. Если не учитывать тематику конкретных ресурсов, а брать усредненную картину по Рунету, то можно говорить о падении посещаемости примерно на 40% в выходные дни и о колебании посещаемости в течение суток почти в 4 раза (от минимума в районе 5 часов утра по московскому времени до максимума в период с 2 до 6 часов дня).
Впрочем, очевидно, что сочетание двух факторов - времени суток и дня недели - неизбежно будет приводить к существенному усложнению картины. Естественно предположить, что почасовая динамика посещаемости в выходные дни будет заметно отличаться от динамики в будние дни.
Данная статья анализирует почасовую динамику посещаемости на протяжении недельного периода. В качестве примера была взята неделя с 5 по 11 февраля. Все данные, приведенные в статье, рассчитаны для выборки из 500 наиболее посещаемых (по данным системы статистики SpyLOG) ресурсов Рунета. В сумме Топ 500 ресурсов собирают более 75% всего трафика в Рунете, и полученные на основе данной выборки результаты адекватно отражают общие для всего российского Интернета процессы.
Необходимо добавить, что представленные в статье данные характеризуют поведение всей аудитории Рунета в целом, а не только российских пользователей; соответственно, в общую усредненную картину существенный вклад вносят и пользователи из других стран СНГ, а также русскоязычная диаспора дальнего зарубежья.
Будни и выходные: две модели
Главное различие - в выходные дни намного слабее дневной подъем посещаемости. Собственно говоря, именно сравнительно низкая посещаемость в середине дня и предопределяет общее отставание выходных дней по активности аудитории.
В будние дни уже в 5 утра
по московскому времени начинается рост посещаемости
за счет дальневосточной и сибирской аудитории.
В 8 утра, когда просыпаются москвичи, рост
резко ускоряется, и уже к 11 часам
активность аудитории в 4 раза превышает
минимальный ночной уровень. При этом пик посещаемости
в будние дни растянут во времени: только
в районе 6 вечера, с окончанием рабочего
дня для посетителей из московского часового пояса,
посещаемость начинает сокращаться. Вплоть
до 9 вечера каждый час аудитория сокращается
примерно на
Выходные дни дают иную картину. С полуночи
и до 5 утра (по московскому времени)
посещаемость находится на том же уровне, что
и в будние дни. Однако утренний рост
в выходные намного слабее, чем в будние дни,
и к тому же он начинается
позже - в
Поскольку в выходные большинство пользователей
выходит в Интернет из дома,
то и не наблюдается резкого спада
вечером - высокая активность сохраняется
до
Доля «офисной» аудитории
Разницу в дневной посещаемости между будними
и выходными днями составляют преимущественно
те пользователи, которые имеют доступ
в Интернет только с работы или
из института. Соответственно, можно примерно
оценить динамику активности «офисной» части аудитории
(рис. 2). Эта группа (без учета «круглосуточной»
аудитории - тех, кто имеет доступ в Интернет
и на работе, и дома) по данным
нашего исследования составляет около 41%, что
соответствует и оценкам, полученным
по результатам онлайновых и оффлайновых
исследований. В дневные же часы доля «офисной»
аудитории составляет
Как и следовало ожидать, максимальная активность
«офисной» аудитории наблюдается в начале рабочего
дня, в районе
Приведенный график активности «офисной» аудитории
в будние дни позволяет, как это ни звучит
парадоксально, понять и причины различия
в графиках для субботу и воскресенья
(рис. 1). В период с 5 утра
до 5 вечера в субботу посещаемость
на
Будние дни: отклонения от среднего
Описанная выше модель динамики посещаемости для будних дней представляет собой усредненную тенденцию. Безусловно, различия в динамике посещаемости между отдельными рабочими днями существенно меньше, чем различия между буднями и выходными, но они все же есть, и в целом по Рунету эти отклонения могут достигать 15 тысяч посетителей в час.
В ночь на понедельник активность посетителей заметно ниже среднего ночного уровня: российские пользователи отсыпаются после уик-энда, а в Америке еще продолжается воскресенье (с соответствующим негативным влиянием на посещаемость). Зато днем в понедельник пользователи, приходя на работу после выходных, используют Интернет активнее обычного - в данном случае можно вести речь об эффекте «оложенной» посещаемости, компенсации отсутствия доступа в Интернет в течение уик-энда. Более того, и в ночь с понедельника на вторник посещаемость Рунета максимальна для ночного времени (второй «ночной» пик приходится на ночь со вторника на среду). Период же с середины среды до середины четверга можно считать эталонным - отклонения от средней посещаемости будних дней не превышает 0,5% (рис. 3).
Приближение уик-энда начинает ощущаться уже с началом рабочего дня в четверг: пусть и всего на 1%, но средняя посещаемость сокращается по сравнению со средой и вторником. В пятницу же спад достигает 7% (в районе 6 часов вечера) - рабочий день заканчивается заметно раньше обычного.
Интересно проследить «лидеров» и «аутсайдеров» по отдельным часам. C полуночи до 7 утра посещаемость ниже всего (из будних дней) в понедельник, т.е. сразу после выходных, а с 7 утра до полуночи самая низкая посещаемость наблюдается в пятницу (канун выходных). Что же касается максимумов, то с полуночи до 4 утра больше всего посетителей бывает в субботу, с 4 до 11 утра - во вторник и среду, с 11 утра до 10 вечера - в понедельник, и с 10 вечера до полуночи - во вторник.
Время суток и график работы
Подводя итоги исследования, можно констатировать, что почасовая динамика посещаемости в течение недели определяется воздействием двух факторов. Это, во-первых, время суток и, во-вторых, график работы пользователей. Влияние времени суток очевидно - ночью большая часть спит, днем бодрствует. Поскольку более 50% аудитории Рунета сконцентрировано в московском часовом поясе, постольку и ритм жизни москвичей ощутимо влияет на посещаемость Рунета: даже в выходные дни ночная посещаемость в 2,5 раза меньше дневной.
Что же касается графика работы, то его влияние определяется тем, что по-прежнему большая часть российской аудитории выходит в Интернет с работы или из института. Соответственно, в рабочие часы по Москве (примерно с 10 до 18 часов в будние дни) аудитория Рунета увеличивается вдвое по сравнению с «фоновой» дневной посещаемостью выходных дней. Приток «офисной» удитории увеличивает и максимальный разрыв в посещаемости между дневными и ночными часами - с 2,5 раз в выходные до 4,5 раз в будни.
Тенденция меняется после 11 вечера в пятницу - в ночь на субботу посещаемость выше среднего ночного уровня: пользователи дольше обычного задерживаются у компьютеров, поскольку на следующий день им не надо идти работать или учиться. И наоборот - в ночь с воскресенья на понедельник посещаемость минимальна: люди пытаются успеть отоспаться перед новой рабочей неделей.
Динамика посещаемости: сравнительные
характеристики дней недели
|
Посещаемость, тысяч человек
в час
|