Возможности интернет-статистики
Полагаю, ни у кого не вызывает сомнений, что принципы работы в Интернете изменились. Сегодня уже невозможно, пользуясь одной лишь интуицией, создать действительно успешный и, что немаловажно, прибыльный проект. Объясняется это целым комплексом различных причин, связанных с развитием русскоязычного Интернета. Во-первых, резко увеличилась конкуренция между схожими проектами практически во всех секторах. Во-вторых, увеличилась "стоимостью вхождения" - цена разработки и продвижения проекта сегодня существенно выше, чем даже год назад. Наконец, в-третьих, Интернет очень динамичен, и поэтому опыт предыдущего проекта может оказаться гибельным для создаваемого сегодня.
Немаловажно, что аудитория Рунета сегодня сильно неоднородна - подключение к Сети стало доступным для большинства активного населения. Действительно, сегодня в Интернете можно встретить уже далеко не только компьютерщиков и студентов, но и представителей самых разных профессий. Значительно увеличилось количество женщин и людей, не причисляемых обычно к активному населению (школьники и пенсионеры). Также выросло число пользователей, имеющих доступ не только с работы или из института, но и из дома, где они имеют большую свободу перемещения по Сети.
В основе планирования работы над проектом должны лежать детальные исследования избранного сегмента рынка, его аудитории, активности конкурентов, взаимосвязи выбранного сегмента с другими. Следует отметить, что подобные маркетинговые исследования давно являются нормой при планировании традиционного бизнеса, а многие средние и крупные компании имеют даже собственные аналитические отделы, контролирующие и инициирующие проведение необходимых исследований.
Рассмотрим, к примеру, организацию нового
виртуального магазина, тем более, что сегодня это одна
из наиболее перспективных и бурно развивающихся областей
Интернета как в России, так и за рубежом. Для
организации успешного интернет-магазина следует выяснить
следующие факторы.
- На какой объем аудитории можно и нужно
рассчитывать?
{то есть сколько человек потенциально может посещать ваш магазин; каков объем постоянной аудитории выбранного сектора; какова динамика роста аудитории; какой процент аудитории становится покупателями; через какое время после первого посещения человек созревает до покупки}
- Что именно ищут посетители
интернет-магазинов?
{интересуют ли их описания товаров; требуется ли возможность сравнения; используется ли возможность отложенного заказа или создания группы товаров; играют ли условия доставки роль при принятии решения о покупке}
- Где можно найти покупателей?
{сайты с большим объемом целевой аудитории; другие тематики, интересующие целевую аудиторию; эффективность размещения рекламы в справочных системах и специализированных витринах (гидах по товарам); ключевые слова, соответствующие выбранной группе товаров}
Именно ответы на эти вопросы и являются целью маркетингового исследования, которое следует провести не перед началом работ по созданию интернет-магазина, а еще раньше - на стадии его проектирования. Действительно, на основе данных, полученных в ходе исследования, вы можете уточнить принципы работы магазина, определить состав команды, необходимой для работы магазина, и структуру разделов будущего сайта. Не исключена вероятность того, что проведя маркетинговое исследование, вы вообще решите несколько изменить направление работы: например, выберите другой ассортимент продукции или предпочтете ориентироваться на другую целевую аудиторию. Таким образом, маркетинговое исследование не только увеличит шансы на успех начатого проекта, но и сэкономит деньги, которые могут потребоваться, если придется перестраивать сайт уже в процессе работы в соответствии с обнаружившейся эволюцией предпочтений аудитории.
Маркетинговые исследования в Интернете - это совершенно новый подход к ведению виртуального бизнеса, подход, к которому еще предстоит привыкнуть. Тем не менее, многие ведущие компании-разработчики уже в течение некоторого времени предоставляют своим потенциальным клиентам исследования соответствующего сектора рынка. Для компаний, которые работают с известнейшими мировыми брендами, такой подход просто считается хорошим тоном.
Точно также исследования рынка проводят и рекламные агентства - без таких исследований рынка уже практически невозможно размещать рекламу действительно эффективно. Еще два года назад, когда реклама размещалась на 10-15 крупных сайтах, необходимости в маркетинговых исследованиях не было никакой - все равно размещать рекламу больше было негде (да и некому). Сегодня же количество качественных рекламных площадок исчисляется сотнями только в Рунете и десятками тысяч во всем Интернете, и выбор нужных из них может быть весьма непростой задачей.
Маркетинговые исследования сослужат вам хорошую службу не только на стадии планирования проекта, но и в течение всей его дальнейшей работы. Интернет чрезвычайно динамичен, причем некоторые его изменения видны очень хорошо и могут быть замечены "невооруженным взглядом", тогда как другие, может быть, даже более важные, заметны только при детальном экспертном анализе. Таким образом, маркетинговые исследования (и, в частности, мониторинг ключевых для вас параметров) помогут быстро корректировать работу виртуальной компании, сохраняя ее адекватность текущей ситуации.
На этом этапе исследования призваны отвечать на
следующие вопросы:
- Насколько эффективна текущая рекламная кампания
и отдельные рекламные акции?
{какова стоимость привлечения одного покупателя через выбранные рекламные площадки; соответствует ли привлекаемая аудитория требуемой; как часто пользователи из состава целевой аудитории видели рекламу, и какие это дало результаты}
- Насколько удобен существующий сайт для
посещающих его пользователей?
{какие пути из запланированных востребованы, а какие - нет; какие разделы магазина посещаются, а какие - нет, и почему; достаточна ли мощность серверов, на которых расположен проект; достаточное ли количество виртуальных сервисов предлагает сайт; достаточно ли современна структура сайта}
- Насколько эффективна работа команды сайта,
отвечает ли она требованиям
посетителей?
{насколько динамично развивается сайт относительно конкурентов; соответствует ли динамика аудитории расчетной; как отражаются нововведения на сайте на его аудиторию; какова интенсивность перетока аудитории из разовой в постоянную}
При проведении маркетинговых исследований используется большое количество различных методов по сбору и анализу необходимых данных. Среди них: опросы, фокус-группы, экспертные опросы, появившиеся недавно методы технологического мониторинга (счетчики и панели). Последние наиболее удобны, динамичны и, что немаловажно, экономичны, в то же время, это наиболее молодая группа методов, поэтому маркетинговые исследования, основанные на методах технологического мониторинга, еще непривычны для специалистов, работающих в этой сфере.